суббота, 13 ноября 2010 г.

Интервью с Леонидом Бочиным об экологической обстановке в Москве

Глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид БОЧИН: Ситуация под контролем-Первый и совершенно неоригинальный вопрос, Леонид Арнольдович: как вы оцениваете на сегодняшний момент экологическую ситуацию в городе?
      – Не менее оригинальный ответ: так же, как и вы. Мы же все в Москве живем, и чиновники, и журналисты, одним воздухом дышим!
     – Ну, тогда по порядку – и сразу по поводу воздуха…
     – Понятно, что никогда в городе он не будет таким же изумительным, как в деревенской глубинке. Мегаполис он и есть мегаполис. На секундочку, у нас порядка 10 тысяч промышленных предприятий, у нас три с половиной миллиона единиц автотранспорта, у нас сверхплотный город по населению! Есть проблемы с транспортными магистралями, есть вопросы, связанные с запаздыванием федерального регулирования законодательства в части экологических мер, есть масса других вопросов.
     Но я скажу так: в последние 10 лет нам удавалось и удается удерживать ситуацию и управлять ситуацией. Мы постоянно ведем мониторинг состояния качества воздуха, у нас 39 автоматических станций экологического контроля по всей Москве, завязанные в единую систему; мы имеем возможность сравнивать себя с крупнейшими столицами мира. И я вам совершенно ответственно заявляю, что мы сейчас находимся на почетном «бронзовом» месте по качеству воздуха среди больших городов мира.
     – После кого?
     – Берлин и Лондон. Теперь что касается воды – Москва-река, как вы знаете, является федеральной собственностью, в ведении города только малые водоемы, которые мы чистим, реабилитируем и т. д.
     Ну, что сказать? Качество воды на территории города не соответствует нормативам промышленного рыбохозяйственного разведения. То есть тяжеловато у нас в черте города разводить осетра, или, скажем, севрюгу, проблематично, знаете ли…
     – Понятно. Вы хотите сказать, что Москва-река – это не Каспийское море. А зато, говорят, у нас раки живут – а они только чистую воду уважают!
     – И еще судак водится, а он тоже капризная рыба. У нас же проходят соревнования на Кубок мэра по подводной охоте, рыбалке – и там, пожалуйста, судаков ловят! В общем, вижу, что вы меня поняли.
     А то, знаете, есть у нас любители пошуметь на экологические темы: уж который год пугают рассказами о том, что-де в Москва-реке завелись рыбы-мутанты с тремя головами… Я их прошу: ну сфотографируйте, принесите! До сих пор фотографируют… Мы сейчас приняли серьезную программу по восстановлению разнообразия рыб и водных млекопитающих, будем выращивать мальков и разводить их на всей территории водных объектов города.
     А раки – да, несколько лет назад в Северном административном округе детский экологический отряд обнаружил огромные залежи раков. Живых, нормальных. Есть можно.
     Конечно, проблемы существуют. С дорожных полотен идет много слива во время дождей – а там и машинные масла, и бензин, и дизтопливо, и все что угодно. Сейчас ставим вопрос о качестве очистных сооружений, это тема, которая имеет серьезные резервы городского влияния. Я думаю, что мы с этим справимся.
     Идем дальше – почвы. Тут надо честно признать: почвы у нас изношены вдоль и поперек. Сейчас мы приняли программу по их оздоровлению, первый серьезный проект по Савеловскому вокзалу, там большая территория, на которой идет реабилитация почв.